Ношу

Хочу на ручки!

Священный ужас перед перспективой вырастить «ручного» ребенка – не более чем устоявшийся миф, который успешно развенчивает слингоношение

vasya-logkin
картина Васи Ложкина «Хочу на ручки»

  …Маша и Аня не были подругами, но так сложилось исторически, что они почти одновременно вышли замуж за двоих друзей, почти одновременно родили и волей не волей стали бывать друг у друга в гостях. Однажды Аня пришла к Маше с месячной дочкой, устроенной в новеньком слинге.
— Да ты что, — ахнула Маша, которая была постарше и уже вырастила одного сына. – Зачем тебе такой геморрой! Делать нечего, таскать все время, да еще в такую жару! Нет, нет, давай развязывай это, клади ее к моему Бориске на кроватку!.. Смотри, как хорошо лежит, не плачет, не беспокоится…
Смущенная Аня уступила напору более опытной хозяйки дома, но без теплого тельца дочки у сердца чувствовала себя неуютно, поэтому незаметно попросила мужа свернуть визит поскорее.
Прошло полгода. Аня освоила еще пару видов слингов, стала обладательницей первой стопочки, малышка росла довольной и здоровой. Как-то в выходной к ним в гости пришли Маша с мужем.
Аня, отложив дочку на развивающий коврик, весело хлопотала по хозяйству, накрывала на стол, мужчины смотрели за компьютером фотографии из последней поездки, а Маша… мрачно сидела на диване, обеими руками прижимая к груди ребенка.
— Что-то не так? – удивилась Аня. – Хочешь, положи его к Насте на коврик, пойдем на кухню, у меня пока там доварится, поболтаем…
— Ну да, — с досадой вздохнула Маша. – Положишь его. Как же! Отойду на секунду, тут же орать начинает. А тяжелый стал… Черт, так старалась к рукам не приучить, и вот!.. А твоя, что, соглашается одна играть? Ну надо же…

О, страшный зверь по имени «Он-к-рукам-приучится!» Какая молодая мама избежала запугивания тобой со стороны более опытных товарок! Поколения и поколения мам с самого рождения малыша старательно занимаются профилактикой, не носят, не берут, не балуют! Не будем кривить душой: иногда действительно встречаются ребятишки, согласные часами спокойно лежать в кроватке или манежике. Но чаще всего, даже если на первых порах и заметен какой-то прогресс, самая строгая дрессировка в стиле приснопамятного доктора Спока не приносит желанного результата. Чем старше становится малыш, тем бескомпромисснее подходит он к теме безотлучного пребывания при маме, тем настойчивее этого требует. В то же время многие слингомамы говорят о том, что такой проблемы не знают: когда малыш в слинге, вопрос вообще не стоит, когда маме нужно побыть одной – дитя спокойно занимает само себя. И даже испытанные годовалые мамсики не ломятся за ними ни в ванную, ни в туалет.

Давайте попробуем разобраться, как это происходит и почему возникает парадокс: «ручной ребенок» чаще всего вырастает именно там, где боятся его вырастить. А там, где носят на руках много и с удовольствием, подросшее чадо зачастую стремится удрать с маминых колен.

Значит, там у нас гнездо?..

1349693504_zabavnie_i_prikolnie_opossumi_637-77Не все слышали о такой классификации, но западные ученые делят живых существ на две крупные категории: гнездовые и выводковые виды. Деление идет согласно особенностям рождения и подращивания детенышей. У гнездовых видов малыши рождаются слепыми, недоразвитыми. Первые недели и даже месяцы жизни они вынуждены проводить в гнезде, у теплого маминого бока. Это, например, котята или зайчата. Новорожденные выводковых видов появляются на свет почти самостоятельными: они способны с первых часов следовать за мамой и гораздо более развиты.
К какой из этих категорий вы отнесли бы человеческого детеныша? Велик соблазн причислить homo к гнездовым видам, не так ли? Все признаки на лицо: явная беспомощность, недоношенность, потребность во взрослом… И однако же – не так.
Гнездовые виды имеют несколько ярких особенностей, которых лишен человек. Во-первых, гнездовые малыши, оставшись одни, будут молчать как партизаны в засаде, опасаясь привлечь внимание хищника. Во-вторых, у зайчих или тигриц очень калорийное молоко – ведь не исключено, что перерывы между кормлениями будут довольно продолжительными.
Юный хомо сапиенс, оставшись один, немедленно задействует первую сигнальную систему, проще говоря – начнет кричать. И, несмотря на все заветы советской педиатрии, получать голубоватое мамино молоко он желает намного чаще, чем юные зайчата – кое-кто просит есть каждые 20-30 минут.
Эти различия и другие характерные признаки позволили ученым выделить человека, да и прочих высших приматов в особую категорию – носимые виды. Иными словами, все тело новорожденного приспособлено в первую очередь для того, чтоб его носили на руках!
Если только что родившегося малыша положить к маме на животик, у него немедленно активизируются все существующие рефлексы: он начнет перебирать ручками и ножками, отталкиваться, «кивая» головкой, и поползет вверх, стремясь добраться до груди и там закрепиться.
Он громко плачет, оставшись в одиночестве, потому что на инстинктивном уровне знает: я не на руках – значит, меня потеряли! Придет тигр – сожрет. Надо как можно активнее сигналить: «Мама, я тут, скорее подбери!»
Большая часть клеток кожи, способных к эффективной терморегуляции, находится на спинке, в то время как живот их почти лишен. Это значит, что свернувшись калачиком у мамы на груди, ребенок точно не замерзнет.
Наконец, вы не обращали внимания на то, что маленькие дети способны с легкостью аплодировать не только ладонями, но и ступнями? Почему у малыша кривые ножки? Только ли из-за того, что в животе у мамы было тесно? Но вряд ли жеребята растут в более просторных условиях, а ведь рождаются они с прямыми ногами. Ответ прост: такое строение ножек позволяет качественно вцепиться в мамину шерсть всеми конечностями!

Правда, шерсть мы с вами в процессе эволюции по большей части утратили. Но ее с успехом может заменить… да-да, именно слинг.

Не обмануть доверие

0933b32d54976552fe0bfc03769cbee9Мы выяснили с вами, что сама природа предназначила малыша для того, чтобы как можно больше времени проводить на руках. Поэтому «приучить к рукам» малыша невозможно в принципе: он уже изначально такой. Можно попробовать пойти от противного и отучить его от рук – но выше мы уже говорили о том, что это, чаще всего, сложно и неэффективно, как и любые попытки поворачивать реки вспять.
Более того, не имея возможности реализовать одну из своих основных потребностей, ребенок будет страдать.
Широко известна классификация психолога Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который выделяет восемь основных периодов развития человека. Ученый говорит о том, что именно в первый год жизни у человека формируется базовое доверие к миру. Если эту стадию пропустить, компенсировать ее как-то в последующей жизни невозможно. Именно отсюда растут ноги у всевозможных «комплексов» и «трудностей характера». Иными словами, говоря упрощенно, человек, у которого сформировано базовое доверие к миру, может просто не замечать неприятности, считая их мелочами жизни. Если же оно не сформировано, каждая проблема выбивает из колеи, переживается остро и болезненно.
Формирование базового доверия, по Эриксону, основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.
Новорожденный не имеет чувства времени: если мамы нет с ним сейчас, он не может знать, что она скоро вернется. Он не знает, что происходит, не чувствует себя в безопасности. Ему холодно и страшно. Каждая минута оборачивается вечностью, некоторые исследователи говорят о том, что малыш испытывает фрустрацию и чувство, похожее на умирание. Оставленный один в кроватке, он долго плачет, пока не уснет, но сон этот вряд ли можно назвать спокойным: скорее, это защитная реакция организма на стресс. И с каждой новой маминой отлучкой чувство опасности все сильнее, а уровень доверия – все ниже…

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей как-то повлиять на мамино решение не брать его на руки. Но человек растет и замечает, что если требовать яростно и последовательно, мама рано или поздно сдается.

Вот здесь-то и приходит время разводить руками: как же так, столько сделала, чтоб не приучать, а он все равно привык.

В то же время малыш, который с рождения много времени проводит у мамы на руках, постоянно находится в наиболее благоприятной, комфортной, доброжелательной обстановке. Он слышит привычный звук маминого сердцебиения, ощущает ее ласковое тепло, в любой момент может приложиться к груди, а совсем скоро начинает заглядывать в милые глаза. Ему хорошо. Он доверяет маме – и миру.
Поэтому, когда, подрастая, он чувствует желание покорять просторы вселенной, «ручной ребенок» отпускает маму бесстрашно. Если она до сих пор всегда была рядом, то с чего же сейчас ей не доверять? Агукну – придет, а пока… что это у вас там за блестящая штучка?..

А как же опыт прошлый поколений, спросите вы? Как же мамы и бабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?
Конечно же, нет. Мы обсудили с вами особенности развития человека, присущие ему как биологическому виду. А существуют еще и культурные традиции, сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.
Если маме надо уйти на полдня в поле или на завод, куда нельзя брать с собой младенца – у нее нет выбора, носить или нет. Ей придется запеленать, положить в люльку и приложить все усилия, чтоб не выбрался и не причинил себе вреда.
Отсюда и стремление как можно раньше освободить руки, не задумываясь о выводковых и гнездовых типах, кривых коленках и теории Эриксона.

Но владея информацией, каждая мама сама может решить, на что тратить силы в первые месяцы: бороться ей с природой во славу достижений цивилизации или сделать ее своей союзницей, мягко адаптировавшись к новым условиям своей жизни и проведя эти дни так, как высший разум планировал изначально для homo sapiens.

Екатерина Сокольцева, Иркутск, 
слингоконсультант

Текст написан для официального сайта Лиги слингоконсультантов России
(с)Tuksa.ru

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *