Руны и совесть
Я не очень люблю фэнтези. Как только я вижу, что автор всерьез нагромождает бастионы из эльфов, гномов, и, прости господи, модных нынче вампиров, меня неудержимо клонит в сон. Я не верю. Единственное исключение из общего правила — жанр так называемого «городского фэнтези». Стоит писателю ввести в сказочный контекст моего современника — и вместе с ним возвращается интерес. Сказке, которая вторгается в повседневность и начинает диктовать ей свои законы, я верю. 🙂 И одно из открытий последнего времени среди авторов, работающих в этом жанре, —
Инна Живетьева. «Стальное княжество» и «Вейн».
Если быть совсем честной, с Живетьевой я познакомилась случайно — благодаря рекомендации нашей общей знакомой, моей хорошей подруги Юлии Галаниной (знакомством с которой я весьма горжусь ;)). И, прямо сказать, сначала мне показалось — так себе. Но было бы неловко сказать Юле, что я бросила, не распробовав, и я прочла первую книгу, а потом и вторую, а потом и пошла на флибусту (потому что на букмаркете позорно мало книг!), смотреть, что там еще, и нашла изумительные короткие рассказы — и «Вейна».
Итак, «Стальное княжество» — классическое фэнтези про «попаданцев». Группа подростков внезапно — по не понять какой причине — оказываются в неком параллельном мире, где царит Средневековье, приправленное магией, и где они сначала оказываются в статусе рабов, но, пережив положенные приключения, не только достигают карьерных высот, но и привязываются к этому миру настолько, что в финале даже… Впрочем, это был бы спойлер 🙂 Весь сюжет, собственно, антураж к разворачивающейся картине нравственного взросления героев — ребятам постоянно приходится делать выбор между совестью и долгом, честью и жизнью, решать — предать или не предать, убить или не убить… Задача глобальная, читать, в общем, интересно. Но есть одно НО.
Книга очень сильно затянута. Каждый сюжетный «кусок» сам по себе вроде нужен и оправдан, но описан уж ООЧЕНЬ неторопливо. Вот герои в рабстве. И каждый день с утра до вечера со всеми подробностями, и одно да потому, одно да потому. Вот они думают о побеге. И опять та же фигня.
Мне не хватало, во-первых, динамики. Во-вторых, мозаика повествования разворачивается настолько медленно, от одного кусочка паззла до другого такое огромное расстояние, что банально ЗАБЫВАЕШЬ детали, которые должны бы сложиться в цельное полотно. По-хорошему, там надо все ужимать в два раза ровно. Ничего не выкидывать принцпиально, просто каждый этап — делать короче вдвое.
А вот в «Вейне» эта проблема решена полностью. Там тоже огромное эпическое полотно, и тоже вначале на тебя вываливается кучка разрозненных деталек, читаешь и сначала не понимаешь, кто кому кто, но интрига-интрига, напряжение, события, и соблазна бросить нет.
А потом ОП!, так аккуратненько кусочки начинают сходиться гранями, один на место встал, второй на место встал, а глаз уже к третьему тянется. И оторваться невозможно, я прямо считала страницы на последней сотне, вот еще тридцать осталось, вот еще двадцать… :)))
Сюжет строится так же вокруг «попадания» подростка в параллельное пространство — вернее, пространствА, ибо подразумевает не только наличие целого букета альтернативных миров, но и странников-вейнов, которые способны свободно перемещаться между ними по своей воле. Мальчик Юра, осиротевший в России ХХ-ХХI века, случайно узнает о том, что один из вейнов косвенно виновен в смерти его матери. Внезапно он сам «проваливается» в параллельный мир и там решает найти своего врага… Пути, который ему прдестоит пройти, и посвящена книга. Это тоже роман-воспитание, роман-взросление. Но герои, как главные, так и второстепенные, на порядок более живые и выпуклые, чем в «Княжестве». Тут нет буквально ни одной фальшивой ноты, а уж мастерстом, с которым, казалось бы, незначащие детали автор начинает сливать в единое целое, можно только восхититься.
И еще один момент хотелось бы отметить: огромный респект Инне Живетьевой, которая смогла написать роман о Великой Отечественной, даже не упомянув ее ни разу, так реалистично и правдиво, что становится на самом деле жутко. Она смогла максимально приблизить ее к нашему сегодня, сделать из факта истории — фактом повседневности.
Никого не удивлю своим наблюдением, что для современной молодежи что война 1812-го года, что Ледовое побоище, что Курская битва — явления примерно одного порядка. А Инна — бац — и подножку! Получите параллельный мир, в котором ВОВ началась СЕЙЧАС. Не 60 лет назад, не с вашими прадедами, а с твоим ровесником и даже другом Егором происходит то, о чем ты с тоской читал в учебнике. Сегодня происходит. На самом деле. И это страшно, действительно страшно.
И героизм в этой книге уже отнюдь не нарочитый. И нравственному выбору — веришь. Словом, «Вейн» — книжка, которая действительно заслуживает прочтения, даже если вы со скептицизмом относитесь к жанру как таковому. Я — рекомендую.